Русская литература 20 века в планах


Как писать рецензию?

Примерный план

  1. О чем эта книга.

  2. Краткое содержание книги.

  3. Обобщение: словом, эта книга о…

  4. Общая характеристика действующих лиц с выделением главного героя (как поступки его характеризуют).

  5. Что заставляет писателя задуматься? А что облегченно существует в книге? Первое или второе существенно для книги?

  6. Как отразилась (и отразилась ли) в книге биография писателя (поэта)?

  7. Как отразилась в книге жизнь?

  8. Найдет ли книга адрес – читательское сердце?

  9. Стоит ли вообще читать эту книгу, или жаль потраченного времени?


М.Горький

Вы – настоящий мужик! Вам будет трудно среди писателей, но вы ничего не бойтесь… Умные люди поймут.

Л.Толстой.

Очень пора и надобно её (Россию) изучать с корней, имея в виду не вопрос –какова она? – а вопрос – почему она такова?

 М.Горький (1912г.).

…практический максимализм анархокоммунистов и фантазёров из Смольного пагубен для России.

М.Горький.
«Несвоевременные мысли».

   

«Старуха Изергиль»   

I.        Гуманистическая позиция романтического героя.

II.       Смысл противопоставления Данко и Ларры.

1.   Ларра как могучий зверь, лишенный сердца.

2.   Данко – человек, любящий людей, готовый к самопожертвованию во имя них, человек с горящим сердцем, с тоской при виде утративших человеческий облик соплеменников.

III.       Символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть как символы двоякости человеческой жизни.

 

«На дне»

I.          Неторопливый ритм повседневной, «бессобытийной» жизни. Фон повествования.

II.        Образы ночлежников, чьи судьбы – обвинение строю («…всё слиняло, один голый человек остался»). 

1.     Сатин:

а) прошлое (жизнь, увлечения, почему оказался на «дне»);

б) черты личности: ум, умение разбираться в людях, умение видеть  разные стороны жизни;

в) мировоззрение: отношение к окружающим; ко лжи и правде; к труду; к человеку;

г) настоящее героя – его пожизненное заключение в ночлежке.  

2.     Актёр:

а) прошлое;

б) черты личности: слабохарактерность, восторженность, творческое воображение, отсутствие таланта и др.;

в) взаимоотношения с окружающими: с ночлежниками как сожителями, с Лукой;

г) решение поехать лечиться, мучительное разочарование, самоубийство.

3.     Клещ:

а)  причина спуска на «дно»;

б)  характер и взаимоотношения с людьми;

в)  существование на «дне» и неотступная мысль о том, что он вырвется;

г)  обречённость; смирение.

4.     Лука:

а) прошлое;

б) черты личности: ум, ловкость; любознательность и любопытство; умение прикрыться словами, чтобы не допустить близкого знакомства с собой, и др.;

в) взаимоотношения с окружающими: Анной, Актёром, Настей, Пеплом, Сатиным, отношение к Клещу;

г) лукавство как основа взглядов на жизнь;

д) момент исчезновения; разговор после его исчезновения;

е) так нужна ли ложь?

III.    Этические проблемы пьесы.

«Мать»

I.      Роман «Мать» и революция 1905г.

II.     Проблематика романа.

III.    Павел – главный герой романа.

1.     Детство и юность. Быт семьи.

2.     Встреча с «запрещенными людьми».

3.     Перемены в Павле, пугающие мать.

4.     Черты личности:

а) ум, умение разбираться в людях;
б) твердость, целеустремленность;

в) умение взять ответственность на себя;

г) аскетизм и др.

5.     Участие в революционной борьбе:

а) распространение листовок; новые взаимоотношения с людьми;
б) участие в митинге по поводу «болотной копейки»;

в) участие в подготовке и проведении первомайской демонстрации;

г) речь на суде.

II.       Ниловна (важный персонаж, т.к. роман называется «Мать»).

1.     Жизнь до смерти мужа. Портрет.

2.     Сформировавшийся характер.

3.     Жизнь после смерти мужа;

а) тревога за сына, вызванная переменой в нем;
б) разговор с сыном и знакомство с «запрещенными людьми»;

в) перемены в матери;

г) рядом с сыном: листовки вновь появились на фабрике; на митинге по поводу «болотной копейки»; на первомайской демонстрации;

д) после второго ареста сына: отход от религии; переезд в город (дальнейшее расширение кругозора); агитационная работа;

е) на суде над сыном и его товарищами; арест.
 

III.       «Душу воскресшую не убьют». «Запрещенные люди».

«Лев Толстой».
Цитатный план «письма».

1.   Не хочу видеть его святым.

2.   Умер Лев Толстой… Это ударило в сердце.

3.   Вспоминаю его острые глаза…И вижу, как много жизни обнял этот человек…

4.   Он тоже показался мне древним, ожившим камнем, который знает все начала и цели…и всё вокруг – от него, из него.

5.   Он всегда возбуждал в душе моей ощущения и волнения огромные…

6.   Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его.

7.   Приятно было видеть это существо чистых кровей…слышать изящную меткость убийственного слова. Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов.

8.   Если Л.Н. хотел нравиться, он достигал это легче женщины, умной и красивой. Он излагает…учение Лао-тце, а мне кажется, что он какой-то необыкновенный человек-орекстр…

9.   Солгать перед ним невозможно было даже из жалости… (Рассказывая)…обо всех писателях так, словно это были дети его, а он, отец, знает все недостатки их и – нате! – подчеркивает плохое прежде хорошего… Кто любит, тот и талантлив…

10. Надо было видеть, как он говорит, чтоб понять особенную, невыразимую красоту его речи… Сила слов его была не только в интонации …а в игре и блеске глаз… У Л.Н. была тысяча глаз в одной паре.

11. Стоит передо мной этот старый кудесник, всем чужой, одиноко изъездивший все пустыни мысли в поисках всеобъемлющей правды и не нашедший её для себя…

12. Странно было видеть Л.Н. среди «толстовцев»; стоит величественная колокольня…а вокруг бегают маленькие, осторожные собачки…недоверчиво косятся друг на друга – кто лучше подвыл?…Почти все они любят вздыхать, целоваться, у всех потные руки без костей и фальшивые глаза…

13. Он почти никогда не говорил со мною на обычные свои темы – о всепрощении, любви к ближнему, о Евангелии и буддизме…всё это было «не в коня корм». Я глубоко ценил это.

14. Когда он хотел, то становился как-то красиво деликатен, чуток и мягок… «Вы настоящий мужик! Вам будет трудно среди писателей, но вы ничего не бойтесь… Умные люди поймут».

15.  …Л.Н. не очень любил говорить о литературе, но живо интересовался личностью литератора.

16.  …он с трудом переносил противоречия, и порою его суждения принимали странный капризный характер.

17.  …я, не верующий в бога, смотрю на него очень осторожно, немножко боязливо, смотрю и думаю: «Этот человек – богоподобен!»

*  Каждый пункт цитатного плана надо заключать в кавычки!


Home Содержание

 

Используются технологии uCoz