Русская литература 20 века в планах


Как писать рецензию?

Примерный план

  1. О чем эта книга.

  2. Краткое содержание книги.

  3. Обобщение: словом, эта книга о…

  4. Общая характеристика действующих лиц с выделением главного героя (как поступки его характеризуют).

  5. Что заставляет писателя задуматься? А что облегченно существует в книге? Первое или второе существенно для книги?

  6. Как отразилась (и отразилась ли) в книге биография писателя (поэта)?

  7. Как отразилась в книге жизнь?

  8. Найдет ли книга адрес – читательское сердце?

  9. Стоит ли вообще читать эту книгу, или жаль потраченного времени?


М.А.Булгаков

После Толстого нельзя жить и работать в литературе так, словно не было никакого Толстого
  То, что было явление Льва Николаевича Толстого, обязывает каждого русского писателя после Толстого, независимо от размеров его таланта,
быть беспощадно строгим к себе и к другим.

 М.А.Булгаков

Мне сразу стало ясно, что передо мной
человек поразительного таланта,
внутренне честный и принципиальный и
 очень умный, - с ним, даже тяжело больным,
 было интересно разговаривать, как редко бывает с кем.
И люди политики, люди литературы знают,
что он человек, не обременивший себя
ни в творчестве, ни в жизни политической ложью,
что путь его был искренен, органичен.

А.А.Фадеев

Он, заслуживший не «свет», а «покой»
(роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

I.  Главная книга М.А.Булгакова. Судьба произведения.

II. История мастера.

1.     Портрет и манера держаться в момент знакомства с ним читателя.

2.     Жизнь мастера до встречи с Маргаритой.

3.     Счастливый миг жизни.

4.     Работа над книгой – словом покаяния, исповеди и веры.

5.     Как меняется мастер под влиянием обстоятельств, связанных с событиями после окончания работы над романом. Почему горит рукопись.

6.     Что случилось с мастером перед окончательным переходом во тьму, где, наконец, он был награжден «покоем».

7.     Роль мастера в жизни ( слово о Боге для бедных, восстановление связи между прошлым и настоящим, между видимым и незримым и т.д.).

 III. Рукописи Булгакова не сгорели.

 

Роман – достоверное свидетельство об эпохе,
о современниках автора. Эпоха стремилась
уйти «от предела абсолютной нравственности и
свободы духа, означенного явлением Христа.
Новое время не стало ему близким,
он осознавал себя «вчерашним человеком» и
мало рассчитывал на понимание и
признание у людей чуждой ему реальности,
но продолжал писать книги,
становясь героем эпохи, не узнавшей его».
А.А.Газизова

 

Реальная жизнь, «свет» и «тьма» в романе
М.А.Булгакова  «Мастер и Маргарита»

I.                   Антитеза как один из приемов художественной изобразительности в романе.

II.                Антитеза в изображении реальной жизни. 

1.     Картинки московской жизни:

а) объективная реальность;

б) в МАССОЛИТе; в мире литературы вообще;

в) москвичи на сеансе черной магии;

г) один из дельцов, хапуг, интриганов (может быть Никанор Иванович Босой, Поплавский и т.д.);

д) знаковый момент в романе: должность финдиректора варьете занимает Алонзий Могарыч. 

2.     Герои, противопоставленные дельцам, хапугам, интриганам:

а) Иван Бездомный – профессор Понырев;

б) мастер;

в) Маргарита. 

III.             Антитеза в мире ином ( возрожденное прошлое ). 

1.     Прокуратор как личность и его действия.

2.     Иуда из Кириафа.

3.     Иешуа Га-Ноцри как личность; его влияние на людей, его способность к бесконечному прощению. 

IV.            Антитеза:  мир  «света»  -  мир  «тьмы». 

1.     Как противопоставлен Га-Ноцри Воланду.

2.     Воланд и его свита. Двойственность отношения к Воланду. «Очистительный» огонь, идущий по пятам за дьявольскими помощниками Воланда – линия между светом и тьмою, добром и злом. 

V.               О чем подумалось по прочтении романа.


Home Содержание

 

Используются технологии uCoz