Занятие № 2

Эволюция - история жизни.

 Литература:

  1. Общая биология, 10-11 кл., ред. Ю.И.Полянский, "Просвещение".

  2. С.Г.Мамонтов. Биология. М., "Дрофа".

  3. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология. М., "Мир".

  4. А.П.Пехов. Биология и общая генетика. М., Изд. Рос. Университет Дружбы Народов.

  5. В.Б.Захаров. Общая биология 10-11 кл. Справочные материалы. М., "Дрофа".

  6. Биологический энциклопедический словарь. М., "Высшая школа".


План занятия

I. Теория возникновения жизни:

    - креационизм;

    - спонтанное зарождение;

    - теория стационарного состояния;

    - теория панспермии;

    - биохимическая эволюция;

II. Теория эволюции:

    - теория эволюции Ламарка;

    - Дарвин, Уолесс о происхождении видов в результате естественного отбора.

III. Естественный отбор:

    - доказательства существования естественного отбора.

IV. Современные представления об эволюции.

V. Подтверждение теории эволюции:

    - палеонтология;

    - географическое распространение;

    - селекция растений и животных;

    - сравнительная анатомия;

    - сравнительная эмбриология;

    - сравнительная биохимия.

VI. Микроэволюция. Видообразование.

VII. Результаты эволюции:

    - присособленность организмов;

    - многообразие видов.

 

Основные требования к знаниям

1. Основные положения учения Ч.Дарвина об эволюции органического мира:

    - движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, естественный отбор);

    - результаты эволюции (приспособляемость организмов, многообразие видов);

    - процессы формирования приспособляемости, видообразование.

2. Критерии вида, определение понятия популяции, факторы, вызывающие изменение численности популяции, мероприятия по охране видов.

 

Вопросы для контроля

I

1. Дайте определение понятия эволюционного учения.

2. Дайте определение понятия метафизического мировозрение.

3. Дайте определение понятия изначальная целесообразность.

4. Придавал ли Ч.Дарвин значение упражнению или неупражнению органов как факторов изменчивости?

5. Что такое наследственность?

6. Назовите типы искуственного отбора.

7. Какой смысл вкладывал Ч.Дврыин в выражение "борьба за существование"?

8. Что такое репродуктивная изоляция?

9. Что такое популяция?

10. Дайте определение понятия изменчивость.

II

1. В чем заключается значения трудов К.Линея для дальнейшего развития науки?

2. Почему взгляды Ламарка ошибочны?

3. Какова роль популяций в эволюционном процессе?

4. Какова роль условий среды в развитии и проявлении признаков изменчивости?

5. На основании каких факторов Дарвин вскрыл причины эволюции?

6. Каковы причины и следствия борьбы за существование?

7. Каковы движущие силы эволюции видов в природе?

8. Назовите основные критерии вида.

III

1. Сопоставьте типы искуственного отбора.

2. В чем расходятся взгляды Дарвина и Ламарка по вопросу приспособленности организмов к условиям жизни?

3. Объясните, почему любое приспособление у особей вида является относительным. Докажите это на конкретных примерах.

4. Объясните фразу: "популяция - форма существования вида".


Home     Содержание

 

Используются технологии uCoz