Занятие № 5
Основы
экологии.
Литература:
Общая биология, 10-11 кл., ред. Ю.И.Полянский, "Просвещение".
С.Г.Мамонтов. Биология. М., "Дрофа".
Н.Грин,
У.Стаут, Д.Тейлор. Биология. М.,
А.П.Пехов. Биология и общая генетика. М., Изд. Рос. Университет Дружбы Народов.
В.Б.Захаров. Общая биология 10-11 кл. Справочные материалы. М., "Дрофа".
Биологический энциклопедический словарь. М., "Высшая школа".
План занятия
I. История формирования сообществ живых организмов:
- История формирования материков;
- Изоляция;
- Различие климатических условий в широтном направлении.
II. Взаимоотношение организма и среды:
- Пищевые взаимоотношения.
III. Естественные сообщества живых организмов:
- Биогеоценоз:
-- основные функции биогеоценоза;
-- продуценты;
-- консументы;
-- редуценты (деструкторы)
IV. Абиотические факторы среды:
- Оптимальный фактор;
- Ограничивающий фактор;
- Температура:
-- пойкилотермные;
-- гомойотермные;
- Свет:
-- теневыносливые;
-- светолюбивые;
- Загрязняющие вещества.
V. Интенсивность действия факторов среды.
VI. Взаимодействие факторов среды:
- Ограничивающий фактор;
- Пределы выносливости;
- Эффективная температура.
VII. Биотические факторы среды:
- Видовые разнообразия биоценозов;
- Цепи питания (трофические связи);
- Правило экологической пирамиды;
- Смена биоценозов.
Основные требования к знаниям
1. Характеристика биоценоза, биогеоценоза.
2. Характеристика агроценоза.
3. Цепь питания.
4. Правило экологической пирамиды.
Вопросы для контроля
I
1. Перечислите основные абиотические факторы среды.
2. Перечислите основные биотические факторы среды.
3. Что такое ограничивающий фактор?
4. Каковы формы проявления фотопериодизма у растений и животных?
5. Раскройте основные задачи экологии.
6. Какую интенсивность факторов называют оптимальной?
7. Какое значение имеют свет, влажность и температура природной среды для организма?
II
1. В
чем проявляется взаимодействие
экологических факторов?
2. Как отражается деятельность человека на изменения в биоценозе?
3. Как меняется обмен веществ у зимующих растений и животных?
4. Что Вы знаете о "биологических часах" и какие проявления их Вы замечали?
5. Каковы причины биологических ритмов?