Занятие № 8
Селекция
растений, животных и микроорганизмов.
Литература:
Общая биология, 10-11 кл., ред. Ю.И.Полянский, "Просвещение".
С.Г.Мамонтов. Биология. М., "Дрофа".
Н.Грин,
У.Стаут, Д.Тейлор. Биология. М.,
А.П.Пехов. Биология и общая генетика. М., Изд. Рос. Университет Дружбы Народов.
В.Б.Захаров. Общая биология 10-11 кл. Справочные материалы. М., "Дрофа".
Биологический энциклопедический словарь. М., "Высшая школа".
План занятия
I.
Селекция.
II. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
III. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
IV. Методы селекции растений и животных:
- порода и сорт;
- отбор и гибридизация;
- гетерозис;
- преодоления бесплодия межвидовых гибридов;
- искуственный мутагенез.
V. Селекция микроорганизмов.
VI. Работы И.В.Мичурина:
- воспитание;
- управление доминированием;
- прививка;
- ментор;
- подвой.
Вопросы для контроля
I
1. Что такое селекция?
2. Что такое сорт и порода?
3.
Что такое гетерозис?
4. Что такое полиплодия?
5. Какие формы отбора применяют при селекции растений?
6.
Перечислите
основные методы работы И.В.Мичурина по
созданию новых урожайных форм плодовых и
плодово-ягодных культур.
II
1.
Какое значение для селекции сыграла теория
Дарвина и современная генетика?
2.
Какое
значение для практической селекции имеет
учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений?
3. В чем положительные и отрицательные стороны самоопыления при селекции растений?
4.
В чем причины бесплодия при отдаленной
гибридизации?
III
1. Какими основными принципами руководствовался И.В.Мичурин при воспитании гибридов?
2. Каким путями можно, изменяя внешние условия, изменять характер доминирования признака?
3. Почему при вегетативном размножении не наблюдается расщепление признаков в потомстве гибридов?
4. Для чего проводят испытания производителей по потомству?
5.
С какой целью применяют близкородственное
скрещивание и каковы его положительные и
отрицательные стороны?