Любить
Вас так, как Вас любят Ваши читатели…разумеется,
надо заслужить, а Вы давно, давно уже
заслужили это…
Главное,
память-то о Вас не умрёт, она всегда будет
жива, вечна и жить будет.
К.И. Васильев.
Я
считаю себя счастливым тем, что много
слышал живую художественную и
разнообразную речь моего отца. При его
удивительной памяти и исключительной
впечатлительности, как он хорошо передавал
всё им виденное, слышанное, продуманное,
прочитанное! И как много я слышал от него
нового и неожиданного, того, чего другие не
замечают…
С.Л.Толстой, старший
сын писателя
Л.Н.Толстой
«Война
и мир», смело можно сказать, - одна из самых
замечательных книг нашего времени. Это
обширное произведение овеяно эпическим
духом… это – не проходящее… это великое
произведение великого писателя, - и это
подлинная Россия.
И.С.Тургенев
«Война
и мир»
Кого и почему не любит Толстой
I. Роман-эпопея «Война и мир».
II. Кого не любит Толстой:
1. А.П.Шерер:
а) неестественная манера держаться;
б) фальшь; умение надеть соответствующую моменту маску;
в) с кем сравнивает ее Толстой;
г) кого она выделяет в свете.
2. Князь Василий Курагин:
а) положение в обществе и интересы;
б) отношение к окружающим;
в) поступки, его порочащие;
г) момент истины.
3. Борис Друбецкой:
а) на обеспечении Ростовых;
б) начало карьеры;
в) на войне 1805 года; усвоение «неписанной субординации»; карьеризм;
г) близкий человек в доме Элен;
д) положение в обществе;
е) между двумя невестами; выбор.
4. Берг:
а) происхождение и состояние;
б) карьеризм; умение использовать любую ситуацию;
в) женитьба;
г) на вечере в семейном оме Бергов;
д) самодовольная посредственность.
5. Александр Первый: позерство, высокомерие; неумение сориентироваться в ситуации и т.д.
6. Наполеон.
7. Долохов.
8. Анатоль и Ипполит Курагины, Жерков, Телянин и др.
III. Прием повествования – антитеза.
I. Роман «Война и мир» как эпопея.
II. Герой и его путь исканий:
1. портрет, происхождение и воспитание князя Андрея;
2. сформировавшийся характер и взгляды на жизнь;
3. взаимоотношения с окружающими;
4. князь Андрей на войне 1805 года:
а) почему он идет на войну;
б) каким становится офицером;
в) как относится к первой победе русской армии;
г) в Шенграбенском сражении;
д) в Аустерлицком сражении;
е) разочарование в военной службе;
ж) возвращение с войны.
5. После смерти жены:
а) что ему теперь осталось, как он думает;
б) жизнь в Богучарове; встреча с Пьером (разговор на пароме); деятельность после встречи;
в) после посещения Отрадного;
г) решение служить государству.
6. Князь Андрей на государственной службе:
а) знакомство со Сперанским и увлеченность работой;
б) постепенное разочарование в Сперанском;
в) отход от государственной службы.
7. Князь Андрей – жених Наташи. Разрыв. Чувство мести.
8. Князь Андрей в армии.
9. Отечество в опасности. Бородино:
а) каким полковником стал князь;
б) перед Бородинским сражением;
в) ранения; чувство христианской любви.
10. Мучительная агония. Тайна смерти. Смерть.
III. Жизненный путь князя Андрея – «дорога чести». Автор и его герой.
Путь исканий Пьера Безухова
I. Герои «Войны и мира» и отношение к ним автора.
II. Пьер Безухов:
1. происхождение и воспитание в Швейцарии;
2. портрет и черты личности»
3. взаимоотношения с окружающими;
4. мировоззрение;
5. искания:
а) на распутье;
б) в масонах;
в) снова поиски смысла жизни;
г) война 1812 года:
· на Бородине;
· в Москве;
· в плену (встреча с Платоном Каратаевым и возникновение так долго ожидаемого согласия с самим собой);
· освобождение из плена.
6. Женитьба на Наташе Ростовой.
7. Пьер в эпилоге.
Какая судьба ожидала Пьера. Автор и его герой.
Наташа Ростова
I. Герои «Войны и мира» (любимые и нелюбимые).
II. Наташа Ростова:
1. портрет и происхождение;
2. черты личности:
а) искренность и непосредственность;
б) отзывчивость;
в) способность увлечься;
г) музыкальность и т.д.
д) «она не удостаивает быть умной».
3. Отрочество и юность:
а) дружба с Соней и Б.Друбецким;
б) встреча с А.Болконким: лунная ночь в Отрадном; первый бал; вечер у Бергов;
в) Наташа – невеста Андрея;
г) увлечение А.Курагиным и разрыв с кн. Андреем.
4. В 1812 году:
а) отъезд из Москвы;
б) встреча с раненым кн. Андреем и его прощение;
в) у постели кн. Андрея до его смертного часа.
5. Наташа и Пьер:
а) давние знакомство и дружба;
б) роль Пьера в судьбе Наташи (ситуация с А.Курагиным);
в) счастливый брак;
г) как изменилась Наташа.
III. Наташа – любимая героиня Толстого.
Кутузов и Наполеон
I. Антитеза в романе «Война и мир».
II. Кутузов:
1. социальное положение; портрет;
2. роль в войне 1805-07 гг.:
а) отношение к солдатам;
б) отношение к иностранцам в русской армии; к царю;
в) отношение к военным планам;
г) в Аустерлицком сражении.
3. Кутузов в 1812 году:
а) назначение главнокомандующим вопреки желанию царя;
б) отношение к Кутузову в свете и в армии;
в) на Бородине; в Филях;
г) в момент начала бегства французов;
д) утрата устойчивого положения; смерть.
III. Наполеон:
1. внешность и манера держаться;
2. на поле сражения под Аустерлицем;
3. В 1812 году:
а) нападение на Россию;
б) отношение армии;
в) каким Наполеон предстал перед Балашевым;
г) на Бородине;
д) у стен Москвы;
е) в Москве;
ж) участник общего бегства армии;
з) «последняя степень подлости».
4. Ошибки Наполеона.
5. Финал.
IV. Автор и его герои.
Изображение
народа в романе «Война и мир»
(роль народа в войнах)
I. Роман-эпопея «Война и мир».
II. Изображение народа:
1. народ в войнах 1805 года:
а) в каком состоянии пришли войска из России;
б) первая победа русской армии;
в) в Шенграбенском сражении (роль Тушина, Тимохина);
г) в Аустерлицком сражении.
2. Народ в 1812 году:
а) поведение простых людей при бомбардировке Смоленска; уход от французов;
б) в оставленной Москве;
в) на Бородине (батарея Раевского);
г) какие черты русского солдата открылись Пьеру;
д) солдаты в плену; Платон Каратаев;
е) партизанское движение;
ж) Тихон Щербатый;
з) какое впечатление на партизан произвела речь Кутузова; их отношение к замерзающим людям;
и) выполнение долга до конца.
III. Народ и личность.