Читая
Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот
определение таланта.
Л.Н.Толстой.
Это
по большей части умные, бойкие и глубоко
честные очерки, которые читаются
действительно легко, с живым интересом и с
большой пользой. Они не только веселят, но и
гуманизируют.
«Русские ведомости».
А.П.Чехов.
А.П.Чехов.
Рассказы
А.П.Чехова
Проблема «футлярной»
жизни в маленькой трилогии
(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
I. Интерес А.П.Чехова к нравственным проблемам.
II. Осуждение «футлярной» жизни в рассказе «Человек в футляре». Учитель Беликов – главное действующее лицо:
1. внешность и манера держаться;
2. мироощущение;
3. циркуляры и статьи из газет в жизни Беликова;
4. влияние на учителей гимназий;
5. влияние на город;
6. болезнь и смерть:
а) причина болезни;
б) довольное лицо лежащего в гробу.
7. «… сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
III. Жизнь Николая Ивановича Чимша-Гималайского (рассказ «Крыжовник»):
1. служба;
2. мечта и способы ее достижения;
3. исполнение мечты; каким стал Николай Иванович;
4. «Мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию.»
5. «Делайте добро!»
IV. Трагедия жизни Павла Костантиновича Алехина (рассказ «О любви»). Запоздалый вывод: «… как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить.»
V. О какой жизни мечтал А.П.Чехов.
От Старцева к Ионычу (рассказ «Ионыч»)
I. Так все-таки
для чего живет человек?
II.Деградация человеческой личности:
1. земский врач Дмитрий Ионыч Старцев:
а) отношение к работе;
б) неприхотливость;
в) любовь к Котику; способность на безрассудство (ожидание свидания на кладбище).
2. Через четыре года:
а) перемены в образе жизни и во внешности;
б) одиночество;
в) взаимоотношения с окружающими;
г) «А хорошо, что я на ней не женился…»;
д) как он сам говорит о своей жизни.
3. Ионыч:
а) «языческий бог»;
б) громадная практика;
в) большое состояние; бессмысленное накопление;
г) однообразная жизнь с узким кругом интересов.
III. Автор и его герой.
Проблематика
пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Прошлое
I. Размышления
автора над прошлым, настоящим и будущим
России.
II. Раневская:
1. воображаемый портрет и черты личности:
а) сентиментальность;
б) отзывчивость;
в) легкомыслие;
г) расточительность;
д) черствость и эгоизм;
е) непрактичность.
2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;
3. прошлое Раневской;
4. ее настоящее;
5. отношение к вишневому саду;
6. ее будущее (каким оно мне представляется).
III. Гаев:
1. воображаемый портрет и черты личности:
а) сентиментальность;
б) легкомыслие;
в) непрактичность; неумение позаботиться о себе;
г) способность к словоблудию.
2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;
3. увлечения;
4. отношение к вишневому саду;
5. его будущее (каким оно мне представляется);
IV. Разрушение дворянских гнезд. Роль Симеонова-Пищика в пьесе.
Настоящее
I. Современная
автору Россия.
II. Лопахин:
1. воображаемый портрет и черты личности:
а) деловитость;
б) расчетливость; предприимчивость;
в) умение зарабатывать деньги;
г) осознание своего невежества и тяга к культуре;
д) умение помнить добро;
е) отсутствие чуткости и умения сопереживать и т.д.
2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;
3. прошлое Лопахина;
4. образ жизни в настоящем;
5. отношение к вишневому саду.
III. Лопахин – капиталист.
Будущее
I. О какой России мечтал А.П.Чехов.
II. Петя Трофимов:
1. происхождение и социальное положение;
2. образ жизни и средства к существованию;
3. воображаемый портрет и черты личности:
а) оптимизм;
б) увлеченность;
в) мечтательность;
г) аскетизм;
д) решительность и др.
4. взгляды на жизнь:
а) что он говорит о положении рабочих в России;
б) что он думает о крепостном праве;
в) что он думает о будущем России.
5. взаимоотношения с окружающими;
6. отношение к вишневому саду.
III. Аня:
1. происхождение, воспитание, образ жизни;
2. воображаемый портрет и черты личности:
а) юношеская восторженность и вера в светлое будущее;
б) бескорыстие и доброта;
в) умение увлечься;
г) решительность;
д) негативное отношение к фальши и т.д.
3. мировоззрение, которое формируется под влиянием Пети;
4. взаимоотношения с окружающими;
5. отношение к вишневому саду;
6. возможное будущее Ани.
IV. Автор и его герои.