Русская литература 19 века в планах


А.П.Чехов

Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта.

Л.Н.Толстой.

 Это по большей части умные, бойкие и глубоко честные очерки, которые читаются действительно легко, с живым интересом и с большой пользой. Они не только веселят, но и гуманизируют.

«Русские ведомости».

  Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

А.П.Чехов.

   … Вера в человека… не остаётся мертвой; она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. Каждого! А это важно.

 А.П.Чехов. 

 

Рассказы А.П.Чехова

Проблема «футлярной» жизни в маленькой трилогии

(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

I. Интерес А.П.Чехова к нравственным проблемам.

II. Осуждение «футлярной» жизни в рассказе «Человек в футляре». Учитель Беликов – главное действующее лицо:

1. внешность и манера держаться;

2. мироощущение;

3. циркуляры и статьи из газет в жизни Беликова;

4. влияние на учителей гимназий;

5. влияние на город;

6. болезнь и смерть:

а) причина болезни;

б) довольное лицо лежащего в гробу.

7. «… сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

III. Жизнь Николая Ивановича Чимша-Гималайского (рассказ «Крыжовник»):

1. служба;

2. мечта и способы ее достижения;

3. исполнение мечты; каким стал Николай Иванович;

4. «Мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию.»

5. «Делайте добро!»

IV. Трагедия жизни Павла Костантиновича Алехина (рассказ «О любви»). Запоздалый вывод: «… как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить.»

V. О какой жизни мечтал А.П.Чехов.

 

От Старцева к Ионычу (рассказ «Ионыч»)

I. Так все-таки для чего живет человек?

II.Деградация человеческой личности:

1. земский врач Дмитрий Ионыч Старцев:

а) отношение к работе;

б) неприхотливость;

в) любовь к Котику; способность на безрассудство (ожидание свидания на кладбище).

2. Через четыре года:

а) перемены в образе жизни и во внешности;

б) одиночество;

в) взаимоотношения с окружающими;

г) «А хорошо, что я на ней не женился…»;

д) как он сам  говорит о своей жизни.

3. Ионыч:

а) «языческий бог»;

б) громадная практика;

в) большое состояние; бессмысленное накопление;

г) однообразная жизнь с узким кругом интересов.

III. Автор и его герой.

 

Проблематика пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

 Прошлое

 

I. Размышления автора над прошлым, настоящим и будущим России.

II. Раневская:

1. воображаемый портрет и черты личности:

а) сентиментальность;

б) отзывчивость;

в) легкомыслие;

г) расточительность;

д) черствость и эгоизм;

е) непрактичность.

2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;

3. прошлое Раневской;

4. ее настоящее;

5. отношение к вишневому саду;

6. ее будущее (каким оно мне представляется).

III. Гаев:

1. воображаемый портрет и черты личности:

а) сентиментальность;

б) легкомыслие;

в) непрактичность; неумение позаботиться о себе;

г) способность к словоблудию.

2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;

3. увлечения;

4. отношение к вишневому саду;

5. его будущее (каким оно мне представляется);

IV. Разрушение дворянских гнезд. Роль Симеонова-Пищика в пьесе.

 

 Настоящее

I. Современная автору Россия.

II. Лопахин:

1. воображаемый портрет и черты личности:

а) деловитость;

б) расчетливость; предприимчивость;

в) умение зарабатывать деньги;

г) осознание своего невежества и тяга к культуре;

д) умение помнить добро;

е) отсутствие чуткости и умения сопереживать и т.д.

2. взгляды на жизнь и взаимоотношения с окружающими;

3. прошлое Лопахина;

4. образ жизни в настоящем;

5. отношение к вишневому саду.

III. Лопахин – капиталист.

 

Будущее

I. О какой России мечтал А.П.Чехов.

II. Петя Трофимов:

1. происхождение и социальное положение;

2. образ жизни и средства к существованию;

3. воображаемый портрет и черты личности:

а) оптимизм;

б) увлеченность;

в) мечтательность;

г) аскетизм;

д) решительность и др.

4. взгляды на жизнь:

а) что он говорит о положении рабочих в России;

б) что он думает о крепостном праве;

в) что он думает о будущем России.

5. взаимоотношения с окружающими;

6. отношение к вишневому саду.

III. Аня:

1. происхождение, воспитание, образ жизни;

2. воображаемый портрет и черты личности:

а) юношеская восторженность и вера в светлое будущее;

б) бескорыстие и доброта;

в) умение увлечься;

г) решительность;

д) негативное отношение к фальши и т.д.

3. мировоззрение, которое формируется под влиянием Пети;

4. взаимоотношения с окружающими;

5. отношение к вишневому саду;

6. возможное будущее Ани.

IV. Автор и его герои.


Home Содержание

 

Используются технологии uCoz