А.С.Пушкин
И
долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что
в мой жестокий век восславил я свободу…
А.С.Пушкин
…
черт догадал меня родиться
в России с умом и с талантом !
А.С.Пушкин
(из письма к жене).
Пусть
идет время и приводит с собою новые
потребности, новые идеи, пусть растет
русское общество и обгоняет «Онегина»: как
бы далеко оно ни ушло,
но
всегда будет оно любить эту поэму, всегда
будет останавливать на ней исполненный
любви и благодарности взор…
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина
I.Мой Пушкин.
II. Вольнолюбивая лирика (о времени и о своем отношении к общественному устройству).
1. Ранние стихи (ода “Вольность”, “Деревня”) и их идейная направленность.
2. “К Чаадаеву”:
а) почему не время думать “о любви”, “надежде”, “тихой славе”;
б) к чему призывает Пушкин;
в) как, по мнению поэта, сложится
будущее, если посвятить Отчизне
“души прекрасные
порывы”.
3. Отношение к восстанию декабристов:
а) главные мыслипослания “В Сибирь”;
б) верность прежним идеалам в стихотворении “Арион”.
III. Пейзажная лирика.
1. “К морю”:
а) море, чья стихия сродни поэту;
б) как стихотворение связано с биографией автора;
в) какие образы появляются в стихотворении;
г) что мы узнаем о переживаниях поэта.
2. “Осень”:
а) любимое время года;
б) осенью особенно хорошо пишется;
в) рождение стихов; вопрос свободы творчества.
3. “Анчар”:
а) пейзаж пустыни с ядовитым деревом;
б) почему избран такой фон, чтобы рассказать о самодержавии;
4. “...Вновь я посетил...”:
а) пейзаж Михайловского; мысли о прошлом, будущем, о себе.
5. Образ автора в пейзажных стихах.
IV. Стихи о жизни и любви.
1. “19 октября 1825 года”:
а) Лицей в жизни поэта;
б) товарищи;
в) союз на всю жизнь.
2. “Пущину”.
3. “Я помню чудное мгновенье”:
а) сильное впечатление, произведенное А.П. Керн на поэта;
б) отражение “бурь ... мятежных”;
в) как над обыденностью поднимает человека светлое чувство любви.
4. “На холмах Грузии...”.
5. “Я вас любил...”.
V. Поэт и его поэзия.
1. “Пророк”:
а) особенности личности поэта;
б) назначение поэта.
2. “Эхо” (поэт и общество).
3. “Памятник”:
а) слава поэта - слава нерукотворная;
б) память народная;
в) почему поэт будет “долго любезен” людям;
г) поэт и недоброжелатели.
VI. А.С. Пушкин и ХХ век.
“Евгений Онегин”
Онегин
I.Время, отраженное в романе “Евгений Онегин”.
II. Евгений Онегин:
1. Происхождение и воспитание.
2. Онегин в тот момент, когда мы с ним знакомимся:
а) портрет;
б) характер и взгляды на жизнь;
в) образ жизни и следствие этой жизни.
3. Онегин в деревне:
а) Евгений-помещик; взаимоотношения с окружающими;
б) Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна;
в) “охота к перемене мест...”
4. Любовь.
5. Что же дальше?
III. Автор и его герой.
IV. Белинский о Е.Онегине.
Татьяна
I.Время, отраженное в романе “Евгений Онегин”.
II. Татьяна.
1. Происхождение, воспитание.
2. Сформировавшийся характер.
3. Взаимоотношения с окружающими.
4. Татьяна и Онегин:
а) первая встреча и письмо; как они характеризуют героиню;
б) дуэль между Онегиным и Ленским и ее последствия дляТатьяны;
в) посещение дома Онегина.
5. Замужество Татьяны и проявление высоких моральных качеств ееличности.
III. Поэт и его героиня.
IV. Белинский о Татьяне.
Светское общество Москвы, Петербурга и
провинциальное дворянство
I.Время, отраженное в романе “Евгений Онегин”.
II. Светское общество Петербурга и Москвы.
1. Жизнь отца Онегина.
2. Один день из жизни Онегина.
3. Петербургское общество в VIII главе.
4. Московское общество:
а) юность матери Татьяны;
б) через двадцать лет.
III. Провинциальное дворянство.
1. Дядя Онегина.
2. Семья Татьяны и их соседи.
3. Отношение соседей к Онегину.
4. Именины Татьяны.
IV. Что чувствует умный человек в обществе?