Как
писать рецензию?
Примерный план
О чем эта книга.
Краткое
содержание книги.
Обобщение:
словом, эта книга о…
Общая
характеристика действующих лиц с
выделением главного героя (как поступки
его характеризуют).
Что
заставляет писателя задуматься? А что
облегченно существует в книге? Первое или
второе существенно для книги?
Как
отразилась (и отразилась ли) в книге
биография писателя (поэта)?
Как
отразилась в книге жизнь?
Найдет
ли книга адрес – читательское сердце?
Стоит
ли вообще читать эту книгу, или жаль
потраченного времени?
М.Горький
Вы – настоящий мужик! Вам будет трудно среди писателей, но вы ничего не бойтесь… Умные люди поймут.
Л.Толстой.
Очень
пора и надобно её (Россию) изучать с корней,
имея в виду не вопрос –какова она? – а
вопрос – почему она такова?
М.Горький (1912г.).
…практический
максимализм анархокоммунистов и
фантазёров из Смольного пагубен для России.
М.Горький.
«Несвоевременные мысли».
«Старуха
Изергиль»
I.
Гуманистическая
позиция романтического героя.
II.
Смысл
противопоставления Данко и Ларры.
1.
Ларра как могучий
зверь, лишенный сердца.
2.
Данко – человек,
любящий людей, готовый к самопожертвованию
во имя них, человек с горящим сердцем, с
тоской при виде утративших человеческий
облик соплеменников.
III. Символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть как символы двоякости человеческой жизни.
«На дне»
I.
Неторопливый
ритм повседневной, «бессобытийной» жизни.
Фон повествования.
II.
Образы
ночлежников, чьи судьбы – обвинение строю («…всё
слиняло, один голый человек остался»).
1.
Сатин:
а) прошлое (жизнь, увлечения, почему оказался на «дне»);
б) черты личности: ум, умение разбираться в людях, умение видеть разные стороны жизни;
в) мировоззрение: отношение к
окружающим; ко лжи и правде; к
г) настоящее героя – его пожизненное
заключение в ночлежке.
2.
Актёр:
а) прошлое;
б)
черты личности: слабохарактерность,
восторженность,
в) взаимоотношения с окружающими: с
ночлежниками как
г) решение
поехать лечиться, мучительное
разочарование,
3.
Клещ:
а) причина спуска на «дно»;
б) характер и взаимоотношения с людьми;
в) существование на «дне» и неотступная мысль о том, что он вырвется;
г) обречённость;
смирение.
4.
Лука:
а) прошлое;
б) черты личности: ум, ловкость; любознательность и любопытство; умение прикрыться словами, чтобы не допустить близкого знакомства с собой, и др.;
в) взаимоотношения с окружающими: Анной, Актёром, Настей, Пеплом, Сатиным, отношение к Клещу;
г) лукавство как основа взглядов на жизнь;
д) момент исчезновения; разговор после его исчезновения;
е) так нужна ли ложь?
III. Этические проблемы пьесы.
I.
Роман «Мать» и
революция 1905г.
II.
Проблематика
романа.
III.
Павел – главный
герой романа.
1.
Детство и юность.
Быт семьи.
2.
Встреча с «запрещенными
людьми».
3.
Перемены в Павле,
пугающие мать.
4.
Черты личности:
а)
ум, умение разбираться в людях;
б) твердость, целеустремленность;
в) умение взять ответственность на себя;
г) аскетизм и др.
5.
Участие в
революционной борьбе:
а)
распространение листовок; новые
взаимоотношения с людьми;
б) участие в митинге по поводу «болотной
копейки»;
в) участие в подготовке и проведении
первомайской демонстрации;
г) речь на суде.
II.
Ниловна (важный
персонаж, т.к. роман называется «Мать»).
1.
Жизнь до смерти
мужа. Портрет.
2.
Сформировавшийся
характер.
3.
Жизнь после
смерти мужа;
а)
тревога за сына, вызванная переменой в нем;
б) разговор с сыном и знакомство с «запрещенными
людьми»;
в) перемены в матери;
г) рядом с сыном: листовки вновь появились
на фабрике; на митинге по поводу «болотной
копейки»; на первомайской демонстрации;
д) после второго ареста сына: отход от
религии; переезд в город (дальнейшее
расширение кругозора); агитационная работа;
е) на суде над сыном и его товарищами; арест.
III.
«Душу воскресшую
не убьют». «Запрещенные люди».
«Лев
Толстой».
Цитатный план «письма».
1. Не хочу видеть
его святым.
2. Умер Лев Толстой…
Это ударило в сердце.
3. Вспоминаю его
острые глаза…И вижу, как много жизни обнял
этот человек…
4. Он тоже показался
мне древним, ожившим камнем, который знает
все начала и цели…и всё вокруг – от него, из
него.
5. Он всегда
возбуждал в душе моей ощущения и волнения
огромные…
6. Выйдет он –
маленький. И все сразу станут меньше его.
7. Приятно было
видеть это существо чистых кровей…слышать
изящную меткость убийственного слова.
Барина в нем было как раз столько, сколько
нужно для холопов.
8. Если Л.Н. хотел
нравиться, он достигал это легче женщины,
умной и красивой. Он излагает…учение Лао-тце,
а мне кажется, что он какой-то
необыкновенный человек-орекстр…
9. Солгать перед ним
невозможно было даже из жалости… (Рассказывая)…обо
всех писателях так, словно это были дети его,
а он, отец, знает все недостатки их и – нате!
– подчеркивает плохое прежде хорошего…
Кто любит, тот и талантлив…
10.
Надо было видеть,
как он говорит, чтоб понять особенную,
невыразимую красоту его речи… Сила слов
его была не только в интонации …а в игре и
блеске глаз… У Л.Н. была тысяча глаз в одной
паре.
11.
Стоит передо мной
этот старый кудесник, всем чужой, одиноко
изъездивший все пустыни мысли в поисках
всеобъемлющей правды и не нашедший её для
себя…
12.
Странно было
видеть Л.Н. среди «толстовцев»; стоит
величественная колокольня…а вокруг бегают
маленькие, осторожные собачки…недоверчиво
косятся друг на друга – кто лучше подвыл?…Почти
все они любят вздыхать, целоваться, у всех
потные руки без костей и фальшивые глаза…
13.
Он
почти никогда не говорил со мною на обычные
свои темы – о всепрощении, любви к ближнему,
о Евангелии и буддизме…всё это было «не в
коня корм». Я глубоко ценил это.
14.
Когда
он хотел, то становился как-то красиво
деликатен, чуток и мягок… «Вы настоящий
мужик! Вам будет трудно среди писателей, но
вы ничего не бойтесь… Умные люди поймут».
15.
…Л.Н.
не очень любил говорить о литературе, но
живо интересовался личностью литератора.
16.
…он
с трудом переносил противоречия, и порою
его суждения принимали странный капризный
характер.
17.
…я,
не верующий в бога, смотрю на него очень
осторожно, немножко боязливо, смотрю и
думаю: «Этот человек – богоподобен!»
*
Каждый пункт цитатного плана надо заключать
в кавычки!