Как
писать рецензию?
Примерный план
О чем эта книга.
Краткое
содержание книги.
Обобщение:
словом, эта книга о…
Общая
характеристика действующих лиц с
выделением главного героя (как поступки
его характеризуют).
Что
заставляет писателя задуматься? А что
облегченно существует в книге? Первое или
второе существенно для книги?
Как
отразилась (и отразилась ли) в книге
биография писателя (поэта)?
Как
отразилась в книге жизнь?
Найдет
ли книга адрес – читательское сердце?
Стоит
ли вообще читать эту книгу, или жаль
потраченного времени?
М.А.Булгаков
После
Толстого нельзя жить и работать в
литературе так, словно не было никакого
Толстого
… То,
что было явление Льва Николаевича Толстого,
обязывает каждого русского писателя после
Толстого, независимо от размеров его
таланта,
быть беспощадно строгим к себе и к другим.
М.А.Булгаков
Мне
сразу стало ясно, что передо мной
человек поразительного таланта,
внутренне честный и принципиальный и
очень умный, - с ним, даже тяжело больным,
было интересно разговаривать, как редко
бывает с кем.
И люди политики, люди литературы знают,
что он человек, не обременивший себя
ни в творчестве, ни в жизни политической
ложью,
что путь его был искренен, органичен.
А.А.Фадеев
Он,
заслуживший не «свет», а «покой»
(роман
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
I.
Главная книга М.А.Булгакова. Судьба
произведения.
II.
История мастера.
1.
Портрет и манера
держаться в момент знакомства с ним
читателя.
2.
Жизнь мастера до
встречи с Маргаритой.
3.
Счастливый миг
жизни.
4.
Работа над книгой
– словом покаяния, исповеди и веры.
5.
Как меняется
мастер под влиянием обстоятельств,
связанных с событиями после окончания
работы над романом. Почему горит рукопись.
6.
Что случилось с
мастером перед окончательным переходом во
тьму, где, наконец, он был награжден «покоем».
7.
Роль мастера в
жизни ( слово о Боге для бедных,
восстановление связи между прошлым и
настоящим, между видимым и незримым и т.д.).
III. Рукописи Булгакова не сгорели.
Роман –
достоверное свидетельство об эпохе,
о современниках автора. Эпоха стремилась
уйти «от предела абсолютной нравственности
и
свободы духа, означенного явлением Христа.
Новое время не стало ему близким,
он осознавал себя «вчерашним человеком» и
мало рассчитывал на понимание и
признание у людей чуждой ему реальности,
но продолжал писать книги,
становясь героем эпохи, не узнавшей его».
А.А.Газизова
Реальная
жизнь, «свет» и «тьма» в романе
М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
I.
Антитеза как один из приемов
художественной изобразительности в романе.
II.
Антитеза в изображении реальной жизни.
1. Картинки московской жизни:
а) объективная реальность;
б) в МАССОЛИТе; в мире литературы вообще;
в) москвичи на сеансе черной магии;
г) один из дельцов, хапуг, интриганов (может быть Никанор Иванович Босой, Поплавский и т.д.);
д)
знаковый момент в романе: должность
финдиректора варьете занимает Алонзий
Могарыч.
2. Герои, противопоставленные дельцам, хапугам, интриганам:
а) Иван Бездомный – профессор Понырев;
б) мастер;
в)
Маргарита.
III.
Антитеза в мире ином ( возрожденное
прошлое ).
1. Прокуратор как личность и его действия.
2. Иуда из Кириафа.
3.
Иешуа Га-Ноцри как личность; его влияние
на людей, его способность к бесконечному
прощению.
IV.
Антитеза: мир «света»
- мир
«тьмы».
1. Как противопоставлен Га-Ноцри Воланду.
2.
Воланд и его свита. Двойственность
отношения к Воланду. «Очистительный» огонь,
идущий по пятам за дьявольскими
помощниками Воланда – линия между светом и
тьмою, добром и злом.
V. О чем подумалось по прочтении романа.