Русская литература 19 века в планах


Н.В.Гоголь

 … Вы знаете, какой я охотник до всего радостного? Вы один только видели, что под видом иногда для других холодным, угрюмым таилось кипучее желание весёлости… и часто в часы задумчивости…я разгадывал науку весёлой, счастливой жизни…

Гоголь – М.И.Гоголь (мать писателя).

    «Мёртвые души» Гоголя – удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный.

А.И.Герцен.

 … мне известна его (Гоголя) комедия «Ревизор» и некоторые другие его сочинения, и я составил себе самое высокое мнение о его таланте. Это писатель, созданный для того, чтобы быть достойным представителем нашей литературы…

В.Л.Давыдов, декабрист.

 

“Шинель”

I.   “Маленький” человек в русской литературе XIX века.

II. Акакий Акакиевич Башмачкин.

1. Черты личности и образ жизни.

2. Род деятельности и взаимоотношения с сослуживцами.

3. “Рождение” новой шинели.

4. Потеря и ее последствия.

5. Поиски правды (безуспешные).

6. Как связан фантастический конец рассказа с его основной мыслью?

III. Обращение автора к сердцу читателя. Гуманистическое начало в рассказе.

  

“Мертвые души”

Плюшкин

I.   Галерея уродливых типов русской действительности 40-х годов     XIX века.

II. Плюшкин - “прореха на человечестве”.

1. Вид усадьбы и внутреннее убранство дома. Жизнь крепостных (что выяснилось при покупке Чичиковым мертвых душ).

2. Личность помещика:

          а) внешность как отражение личности;

          б) образ жизни и интересы;

          в) угощения;

          г) продажа Плюшкиным мертвых душ;

          д) отношение автора к своему персонажу.

III. Обращение к юношеству, навеянное соприкосновением с героем - мертвой душой.

План к характеристике Манилова

 I.   Русь “ с одного боку”.

II. Манилов.

1. Вид усадьбы и внутреннее убранство дома. Дома крепостных.

2. Личность помещика:

          а) внешность;

          б) характер;

          в) образ жизни и интересы;

          г) обед, которым угостили Чичикова, отношение к еде;

          д) как Манилов отнесся к продаже мертвых душ;

          е) как относится автор к своему персонажу?

III. Как связан анализируемый образ с названием произведения?

 

План к характеристике Ноздрева

 I.   Проблематика поэмы “Мертвые души”.

II. Ноздрев.

1. Вид усадьбы и внутреннее убранство дома. Жизнь крепостных. Псарня.

2. Личность помещика:

          а) внешность;

          б) характер и взаимоотношения с окружающими;

          в) образ жизни и интересы;

          г) обед, которым угостили Чичикова, отношение к еде;

          д) “продажа” мертвых душ;

          е) как относится автор к своему герою?

III. Как связан образ помещика с названием произведения?

“Мертвые души”

Помещики-собиратели (Коробочка, Собакевич, Плюшкин)

 I.   Образ России в поэме “Мертвые души”.

II. Коробочка.

1. Внутреннее убранство дома и вид из окна.

2. Как приняла Коробочка гостя.

3. Личность помещицы:

          а) общее впечатление;

          б) образ жизни и интересы;

          в) обед;

          г) торг по поводу мертвых душ;

          д) отношение автора к героине поэмы.

III. Собакевич.

1. Вид усадьбы и внутреннее убранство дома.

2. Внешность, характер, отношение к людям.

3. Образ жизни и интересы.

4. Обед.

5. Торг по поводу мертвых душ.

6. Отношение к Собакевичу автора.

IV. Плюшкин (см. предыдущий план).

         Прийти к выводу, что, несмотря на то, что собирает, копит,     превратился в “прореху на человечестве”.

V. Как связаны образы помещиков с названием поэмы.

 

Чичиков

 I.   Образ Рос