Занятие
№ 7
Электромагнитные
волны и их использование.
Свойства электромагнитных разных
диапозонов.
§10,
28 – 39,
59 – 65
учебника «Физика»
для 11 класса.
Что нужно знать по
данной теме:
Понятия:
- электромагнитная волна,
- электромагнитное поле,
- применение электро-магнитных
волн разных диапазонов,
- свойства электро-магнитных
волн,
- практическое применение электро-магнитных волн.
Что нужно уметь по
данной теме:
- Решать задачи с применением
формул, связывающих длину волны с
частотой и скоростью.
Вопросы
для самоконтроля.
I
уровень.
- Что
называется электро-магнитным полем? (на
базе определений электрического и
магнитных полей).
- Что
называется волной?
- Что
называется поперечной и продольной
волной?
- В
чем состоит главная особенность
волнового движения?
- Что
называется длиной волны?
- Связь
между длиной волны и скоростью её
распространения?
- Как
ориентированы векторы
Е, В и С друг по отношению к
другу в электро-магнитной волне?
- Как
должна двигаться заряженная частица,
чтобы она излучала э-м волны?
- Чему
равна скорость распространения электро-магнитных
взаимодействий?
- Почему
обычный (закрытый) колебательный контур
нельзя использовать для излучения и
регистрации электро-магнитных волн?
- Изобретение
радио Поповым А.С.
- Принципы
современной радиосвязи, блок-схема
радиовещательного тракта.
- Что
называется модуляцией?
- Что
называется детектированием?
- Свойства
электромагнитных волн.
- Распространение
и применение электро-магнитных волн
разной частоты.
- Радиолокация
и ее применение.
- Какие
виды излучения могут дать источники
света?
- Что
такое инфракрасное излучение? Его
применение.
- Что
такое ультрафиолетовое излучение, его
применение.
- Получение
и свойства рентгеновских лучей.
- Шкала
электро-магнитных излучений, как
доказательство перехода количественных
изменений в качественные.
II
уровень.
- Каковы
основные особенности волнового движения?
- Всегда
ли уменьшается амплитуда волны по мере её
распространения?
- Передающий
и приемный вибраторы расположены взаимно
перпендикулярно. Возникнут ли колебания
в приёмном вибраторе?
- Для
чего нужна модуляция колебаний?
- На
каких принципах основана работа
радиолокатора?
- Имеются
ли существенные различия между условиями
распространения радиоволн на Луне и на
Земле?
- Почему
солнечный свет, пришедший сквозь оконное
стекло не вызывает загара?
- Известен
ли Вам какой-нибудь источник
ультрафиолетового излучения?
- Почему
трудно изготовить рентгеновский
микроскоп?
III
уровень.
- Кто
чаще взмахивает крылышками при полете
комар или муха?
- Почему
в пустом зрительном зале звук громче, чем
в заполненном публикой?
- Можно
ли выбрать систему отсчёта в которой бы
обнаруживалась только электрическая
составляющая Е электромагнитного
поля электронного
луча?, только магнитная составляющая В?
- Почему
при приеме радиопередач на любых
частотах с приближением грозы появляются
помехи?
- В
парниках ставят обыкновенное стекло, а
колбы ртутных медицинских ламп делают из
кварцевого стекла. Почему?
- Почему
перед тем, как сделать рентгеновский
снимок желудка больному дают бариевую
кашу?
Образцы решения типовых задач.
-
Какую электроемкость должен
иметь конденсатор для того, чтобы
состоящий из этого конденсатора
и катушки индуктивностью 10 мГн
колебательный контур радиоприемника
был настроен на длину волны 1000 м.
L = 1·10-4 Гн
с = 3·108 м/с
|
|
С - ?
|
-
Какова кинетическая энергия
электронов, достигающих анода
рентгеновской трубки при анодном
напряжении 100 кВ ?
e = | 1.6·10-19
| кл
m = 3·10-31 кг
U = 105 В
|
|
Wk
- ?
|
Задачи
для самоконтроля.
I
уровень.
- В
радиоприемнике имеется два
коротковолновых диапазона 41-75 м и 24,8-33,3 м.
Вычислить соответствующие частотные
диапазоны.
- Сколько
колебаний происходит в электро-магнитной
волне с длиной волны 30 м в течении одного
периода звуковых колебаний с частотой 200
Гц?
- Наименьшее
расстояние от Земли до Сатурна – 1,2 Тм.
Через какой минимальный промежуток
времени может быть получена ответная
информация с космического корабля,
находящегося в районе Сатурна, на
радиосигнал посланный с Земли?
- На
каком расстоянии от антенны
радиолокатора находится объект, если
отраженный от него радиосигнал
возвратился обратно через 200 мкс?
-
Почему высоко в горах
загорают особенно быстро?
II
уровень.
-
Во
время грозы человек услышал гром через 15
с после вспышки молний. Как далеко от него
произошел разряд?
-
В каком
диапазоне длин волн может работать
приёмник, если ёмкость конденсатора в его
колебательном контуре изменяется от 50-500
ПФ, а индуктивность катушки постоянная 2
мкГн?
-
Каким может быть максимальное число
импульсов, испускаемых радиолокатором в 1
с , при разведывании цели, находящейся в 30
км от него?
-
Сколько
колебаний происходит в электро-магнитной
волне в течении одного периода звуковых
колебаний с частотой 200 Гц?
-
С какой
скоростью достигают электроны анода
рентгеновской трубки, работающей при
напряжении 50 кВ?
III
уровень.
- На
какую длину волны настроен колебательный
контур, если он состоит из катушки
индуктивностью 2 мкГн и плоского
конденсатора. Расстояние между
пластинами конденсатора 1 см,
диэлектрическая проницаемость вещества,
которое находится между пластинами 11, а
площадь пластин 800 см²?
- Контур
радиоприемника настроен на радиостанцию
с частотой 9 МГц. Как нужно изменить
емкость переменного конденсатора
колебательного контура приемника, чтобы
он был настроен на волну 50 м?
- На
каком предельном расстоянии может быть
обнаружена на поверхности моря цель
корабельным радиолокатором,
расположенным на высоте 8 м над уровнем
моря? Каким должен быть минимальный
промежуток времени между соседними
импульсами у такого локатора? Как следует
изменить этот промежуток времени при
расположении антенны локатора на большей
высоте?
Home Содержание
Используются технологии
uCoz