Занятие
№ 8
Развитие
взглядов на природу света.
Волновые
и квантовые свойства света
§ 40 – 52,
66 – 71
учебника «Физика»
для 11 класса.
Что нужно знать по
данной теме:
Понятия:
- интерференция,
- дифракция,
- дисперсия света,
- фотон,
- фотоэффект,
- корпускулярно-волновой
дуализм,
- практическое применение
этих понятий.
Законы
и формулы:
Что нужно уметь по
данной теме:
- решать задачи на применение
законов отражения и преломления света,
- вычислять красную границу
фотоэффекта, энергию фотоэлектронов
- применять уравнение
Энштейна для фотоэффекта,
- решать задачи на применение
формулы, связывающих энергию и импульс
фотона с частотой соответствующей
световой волны.
Вопросы
для самоконтроля.
I
уровень.
- Как
можно передать действие одного тела на
другое? Два каких способа передачи
воздействий можно предложить?
- Скорость
света и её опытное определение.
- Закон
отражения света
- что называется углом падения?
- что называется углом
отражения?
- принцип Гюйгенса.
- Закон
преломления света.
- Преломление – что это? Почему
возникает преломление света?
- Что называется углом
преломления?
- Что называется средой
оптически более и менее плотной?
- Что наз. абсолютным и
относительным показателем преломления?
- Каков физический смысл
абсолютного и относительного
показателя преломления.
- Явление полного внутреннего
отражения света, условия его
возникновения. Предельный
угол полного отражения. Что это?
- Дисперсия света. Объяснение
многообразия красок в природе.
- Что называется интерференцией?
Интерференция механических волн. Условия
max и min
интерференции.
- Интерференция света. Кольца
Ньютона.
- Дифракция механических волн.
- Дифракция света. Дифракционная
решетка.
- Поляризация световых волн
и их поперечность.
- Электромагнитная теория света.
- Зарождение квантовой теории.
Открытие фотоэффекта.
- Законы фотоэффекта.
- уравнение Энштейна;
- красная граница фотоэффекта.
- Понятие о фотоне. Энергия и
импульс фотона.
- Как объяснить корпускулярно-волновой
дуализм света?
- Где фотоэффект нашел
практическое применение?
- Кто предсказал, что свет
оказывает давление на препятствия? Кто
измерил это давление, доказав
справедливость предположения?
- В чем заключается химическое
действие света?
II
уровень.
- Почему
нельзя использовать плоское зеркало в
качестве киноэкрана?
- Почему
сидя у горящего костра мы видим предметы,
расположенные по другую сторону костра
колеблющимися?
- Почему
только достаточно узкий световой пучок
дает спектр после прохождения через
призму, а у широкого после прохождения
сквозь призму окрашенными оказываются
лишь края?
- После
удара камнем по прозрачному льду
возникают трещины, переливающиеся всеми
цветами радуги. Почему?
- При
каких условиях дифракция волн
проявляется особенно отчетливо?
- Почему
с помощью микроскопа нельзя увидеть атом?
- Что вы увидите посмотрев на
электрическую лампочку сквозь птичье
перо?
III
уровень.
- Пучок
света входит в коробку через отверстие в
боковой стенке и выходит через отверстие
в противоположной стенке. Увидите ли вы
световой пучок, заглянув в коробку через
отверстие в передней стенке, если воздух
в коробке чист?
- Если
рассматривать предмет через треугольную
призму, то изображение кажется смещенным.
В какую сторону?
- Какие
факты свидетельствуют о наличии у света
корпускулярных свойств?
- В
каком случае давление сета больше при
падении его на зеркальную поверхность,
или на черную?
- Почему
измеряя высоту небесного тела над
горизонтом мы находим её большей, чем она
есть в действительности?
- Между
двумя шлифованными стеклянными
пластинами попал волос, вследствие чего
образовался воздушный клин. Почему в
отраженном свете можно
наблюдать интерференционную картину?
- Почему в центральной части спектра,
полученного на экране при освещении
дифракционной решетки белым светом,
всегда наблюдается белая полоса?
Образцы решения типовых задач.
-
Определите на какой угол
отклонится световой луч от своего
первоначального направления при
переходе из воздуха в воду, если угол
падения 75º.
|
Ответ: луч отклонился от
первоначального направления на 29º.
|
|
-
Определите красную границу
фотоэффекта для металла с работой выхода
2ЭВ.
AВ = 2
ЭВ = 3.2·10-19 Дж
h = 6,6 · 10-34 Дж·c
|
|
|
Задачи
для самоконтроля.
I
уровень.
- Вычислите
показатель преломления воды
относительно алмаза, сероуглерода
относительно льда.
- Луч
переходит из воды в стекло. Угол падения 45º.
Найти угол преломления.
- Зная
скорость света в вакууме, вычислить
скорость света в воде и стекле.
- Какие
частоты колебаний соответствуют крайним
красным (λ=0,76 мкм) и крайним фиолетовым
лучам (λ=0,4 мкм) видимой части спектра?
- Какова
скорость света в воде, если при частоте 440
ТГц длина волны
равна 0,51 мкм?
- Сколько
длин волн монохроматического
излучения с частотой 600 ТГц, укладывается
на отрезке 1м?
- Какими
будут казаться красные буквы, если их
рассматривать через зеленое стекло?
Почему?
II
уровень.
-
Луч падает на
поверхность воды под углом 40º. Под
каким углом должен упасть луч на
поверхность стекла, чтобы угол
преломления оказался таким же?
-
Под каким
углом должен упасть луч на поверхность
стекла, чтобы преломленный луч оказался
перпендикулярным к отраженному?
-
Вода
освещена красным светом, для которого
длина волны в воздухе 0,7 мкм. Какой будет
длина волны в воде? Какой цвет видит
человек, открывший глаза под водой?
-
Определить
красную границу фотоэффекта для калия.
-
Возникнет ли
фотоэффект в цинке под действием
излучения, имеющего длину волны 0,45 мкм?
-
В школе есть
дифракционные решетки имеющие 50 и 100
штрихов на 1 мм. Какая из них даст на
экране более широкий спектр при прочих
равных условиях?
III
уровень.
- Луч
света, идущий из толщи воды, претерпевает
полное отражение на её поверхности.
Выйдет ли луч в воздух, если на
поверхность воды налить слой кедрового
масла?
- Два когерентных источника света
испускают свет с длиной волны 5·10-7 м.
Источники находятся друг от друга
на расстоянии 3 см. Экран расположен
на расстоянии 9 м от источников. Что будет
наблюдаться в точке «А» на экране,
светлое или темное пятно?
- Угол
падения параллельных лучей на
плоскопараллельную пластину равен 60º.
Найдите расстояние между точками в
которых из пластины выходят параллельные
лучи, если расстояние между лучами,
прошедшими сквозь пластину равно 0,7 см.
- Какова
максимальная скорость фотоэлектронов
вырванных с поверхности платины при
облучении её светом с длиной волны 100 нм?
- Какой
длины волны следует направить свет на
поверхность цезия, чтобы максимальная
скорость фотоэлектронов была 2000 км/с?
Красная граница фотоэффекта для цезия 690
нм.
- Каков
импульс фотона, если длина световой волны
5·10–7 м?
- Найдите абсолютный показатель
преломления среды, в которой свет с
энергией фотона 4,4·10-19 Дж имеет
длину волны 3·10-7 м.
Home Содержание
Используются технологии
uCoz