«Давайте обсудим! »   

(Премьера рубрики)

          

КАКАЯ  ВЛАСТЬ НУЖНА РОССИИ?

 

Прошло совсем немного времени с того, как все новостные каналы мира демонстрировали очень торжественную и красивую церемонию инаугурации президента России В.В. Путина. В ближайшем будущем, а именно 12 июня, Российская Федерация  будет отмечать свой государственный праздник. В связи с этими событиями в международных и российских СМИ опять возобновилась дискуссия о том, какая должна быть и какая нужна  власть России. Эта проблема очень меня  интересует, так как история и обществознание - мои любимые предметы. Я бы хотел высказать свое мнение по этой проблеме. Возможно, кому-то оно покажется  парадоксальным и спорным. Ну что ж, я приглашаю всех желающих принять участие в дискуссии.

В Российской Федерации, как и в любом другом демократическом государстве, конституционно закреплено разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Это положение бесспорно для всех, кто высказывается по этой проблеме.  Наиболее ожесточенные споры возникают  вокруг роли исполнительной власти. И здесь велик разброс мнений . От предложения Б.Н. Ельцина  представителям исполнительной власти на местах: («Берите столько власти, сколько можете»), - до проводимой сейчас Президентом и правительством реформы по созданию жесткой вертикали власти. Многие обществоведы, социологи и историки считают, что подобное усиление роли и влияния исполнительной власти является антидемократическим и антиконституционным (например, смотри И.И. Долуцкого «Отечественная история» – ХХ в. Ч II.  5- издание. Мнемозина 2003 г. ). Я считаю,  подобное суждение неверным, так как оно очень поверхностное. И сейчас я постараюсь доказать это. Во-первых, не следует путать понятия: сильная власть и власть силы. Во-вторых, мне кажется, что существуют такие проблемы в политической, социальной, экономической жизни любой страны, которые не могут быть успешно решены вне сильной исполнительной власти. И, как показывают события новейшей истории на примере Афганистана или Ирака, попытки привнести сильную власть извне обречены на провал. Каковы же эти проблемы?

1) Высокая дифференциация страны. Многообразие  национальных, религиозных, культурных, хозяйственных типов;

2) наличие очень сложных проблем во всех сферах общественной, экономической и политической жизни;

3) отсутствие правосознания у большей части населения. Непонимание того, что свобода -  это и определенная ответственность, и обязанности;

4) наличие военной и террористической угрозы.

Даже самый большой оптимист, с розовыми очками на глазах, не возьмется утверждать, что этих проблем в современной России не существует. А после событий 11 сентября  2001 года в Нью-Йорке, 23 октября 2002 года в Москве, 11 марта 2004 года в Мадриде и т.д. некоторые, самые болезненные проблемы, приняли характер глобальных. И, по моему мнению, процесс построения сильной исполнительной власти, как ответ на общемировую угрозу терроризма, также является общемировым. Я бы даже сказал, глобальным.

На наших уроках, посвященных вопросам развития демократии в современной России, мы обратили внимание на очень интересное противоречие. С одной стороны очень высок уровень доверия населения лично к президенту и к его политике ( Например, согласно опросу передачи «Свобода слова» на НТВ от 28 мая 2004 года, рейтинг В.В. Путина - более 82%), а аналогичный показатель президента США Джорджа Буша - всего 51%. Но с другой стороны, есть определенный слой населения в России, который воспринимает процесс создания жесткой вертикали власти с большой опаской и тревогой. Эти люди составляют подавляющее меньшинство, но они есть. Обсуждая позицию этих людей на уроках, мы пришли к следующему выводу: возможно, подобная позиция объясняется глубоко укоренившимся, почти на генетическом уровне, страхом перед тоталитарной силовой властью. Слишком долгой и жестокой была эта власть в СССР. Но есть принципиальное отличие. Власть в Советском Союзе была внеправовой, я бы даже сказал, сверхправовой. Отличительными же чертами современной исполнительной российской власти являются ее духовный и государственный авторитет, ее способность нравиться народу, ее борьба за соблюдение конституционных норм.

Подводя итоги и отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие, я считаю, что сильная исполнительная власть современной России должна быть не внеправовая и не сверхправовая, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права. России нужна власть не тираническая, не безграничная. Она должна иметь свои законные пределы, свои полномочия, обязанности и запреты.

Конечно, со временем будет меняться роль государства, ведь конечная цель демократического развития – построение гражданского общества. Я думаю, что и в настоящее время, и в ближайшей перспективе, не может быть и речи о снижении роли государства. Так как именно ему принадлежит  право и обязанность  определять основные стратегические направления в развитии нашего Отечества.

 

А. Погодин, выпускник 9-го класса.


Home    Содержание

 

Используются технологии uCoz